А зачем нужны загадки?
Почему загадки так прижились, что даже выделились в отдельный жанр устного и письменного творчества?
Знаете ли вы:
- Что в древние времена люди не называли растения, животных и некоторые предметы своими именами, потому что боялись, что те их подслушают и нарушат какие-то человеческие планы.
- Что именно поэтому лучшим временем для загадок была зима – когда природа в основном спит и “не подслушивает”, и в то же время и мы не можем своими словами на неё как-то неправильно повлиять.
- Что загадки были своеобразной школой по тренировке сообразительности и накоплению знаний.
- Что старинные русские праздники загадок строились по определённой системе и предполагали поэтапное знакомство с окружающим миром: сначала шли загадки и человеке, о частях тела, затем – о доме и о том, что в доме, потом – о дворах, огородах, полях лесах, далее – о явлениях природы.
- Что только в определённой мере овладевший способностью разгадывать загадки считался взрослым.
О загадке в наши дни говорят, что она “знакомит ребёнка с радостью мышления”:
- учит выделять главное и второстепенное, находить главное по признакам,
- учит глубже вникать в смысл происходящего и в смысл описаний,
- развивает воображение и логику,
- помогает строить художественный образ, обращаться с метафорами,
- развивает речь,
- поддерживает любознательность и т.д.
Согласитесь – загадки можно просто “оттарабанить” – и тогда они пользы и проникновения в суть вещей практически не принесут. А можно сделать интересное “загадочное” событие, и не только с удовольствием отгадывать, а заодно… самим придумывать загадки, а уж особенно – про удивительное и полное тайн время года – зиму!
Какие же чаще всего встречаются виды загадок?
Примеров мы приведём немного, потому что достаточно загадок можно найти в упоминавшемся выше обзоре загадок про зиму и новый год.
1. Народные загадки
Два блестящих коня по льду возят меня.
(Коньки)
(Коньки)
Сели детки на карниз и растут всё время вниз.
(Сосульки)
(Сосульки)
Всю зиму лежал,
Весной в реку побежал.
(Снег)
Весной в реку побежал.
(Снег)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(Ветер)
А ворота отворяет.
(Ветер)
Четыре братца
Под одной крышей стоят.
(Стол)
Под одной крышей стоят.
(Стол)
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжётся.
(Мороз)
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжётся.
(Мороз)
2. Загадки с рифмой-подсказкой
Это загадка – узнавание: часто рифму подобрать несложно даже малышу, зато очень полезно разобраться – почему именно так описан предмет или явление. Например:
Стройная, пушистая,
Зеленые иголки.
Вся в шарах и бусах
Праздничная …
(ёлка)
Зеленые иголки.
Вся в шарах и бусах
Праздничная …
(ёлка)
Уцепившись за карниз
Капельки бросает вниз
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная …
(сосулька)
Капельки бросает вниз
Не игрушка, не свистулька,
А прозрачная …
(сосулька)
3. Загадка в виде простого описания
Такие загадки проще всего придумывать ребёнку. Это почти как урок, только рассказанный красиво и содержащий вопрос. Например:
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
Он чёрной тучей был сначала,
Он белым пухом лег на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
(Снег)
Он белым пухом лег на лес.
Покрыл всю землю одеялом,
А по весне совсем исчез.
(Снег)
4. Загадка – поэтическое описание
Я прихожу с подарками,
Нарядная, забавная,
На новый год я главная! ( Ёлка )
Красавица какая -
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она? ( Ёлка )
Льётся он с макушки,
Намочить не может,
Трогает игрушки
Новогодний … ( Дождик )
Хоть не шишки, не иголки,
А висят на ветках ёлки. ( Дождик )
Да во дворе забыли.
Но к морозам он привык -
Белоснежный … ( Снеговик )
Стою я посреди двора,
Меня слепила детвора.
У меня не нос — морковка,
А на голове ведёрко. ( Снеговик )
Будто маленькая пушка,
Очень громкая игрушка -
Новогодняя … ( Хлопушка )
Высоко висят на ветке,
Будто яркие конфетки.
Очень громкие игрушки -
Разноцветные … ( Хлопушки )
Запорошила дорожки,
Радость детям подарило
И на санках прокатила. ( Зима)
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня … ( Зима )
Вот под ёлочкой подарки,
Кто же детям их принёс?
Добрый дедушка … ( Мороз )
И подарки принесёт.
Борода и красный нос -
Кто же это?.. ( Дед Мороз )
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник? ( Новый год )
Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод.
Это праздник — … ( Новый год )
Покружилась звёздочка
Села и растаяла
На моей ладошке. ( Снежинка )
Дом её на белой туче,
Но ей страшнее солнца лучик.
Серебристая пушинка -
Шестигранная … ( Снежинка )
Посмотрите, как в руках
Чудо — палочки горят!
Искры с палочек летят
В рассыпную, как хотят. ( Бенгальские огни )
Заискрятся в Новый год,
Чтоб развеселить народ.
Называются они
Как?.. ( Бенгальские огни )
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? ( Снег )
Вился, вился белый рой.
Сел на землю — стал горой. ( Сугроб )
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
(Снежинки)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
5. Метафора: в загадке присутствует сравнение – описание образа (кого-либо, чего-либо) или действия, которое по некоторым признакам напоминает загаданный предмет.
Вился, вился белый рой,
Сел на землю – стал горой.
(Снег)
Сел на землю – стал горой.
(Снег)
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над миром пушинки.
(Зима)
Тряхнула перинки – над миром пушинки.
(Зима)
Прошла девушка Беляна, побелела вся поляна.
(Вьюга)
(Вьюга)
- Сердит, – закрыв лицо рукой,
Сказал прохожий глухо.
- Ударил как! – ворчал другой,
Поглаживая-ухо.
Шла мимо бабушка с клюкой,
В платок упрятав нос,
Она сказала: – Ишь какой!
Кусается, как пёс.
И я скорей лицо прикрыл
Воротником пальто.
В тот день и впрямь
Сердитым был -
Вы догадались – кто!
(Мороз)
Сказал прохожий глухо.
- Ударил как! – ворчал другой,
Поглаживая-ухо.
Шла мимо бабушка с клюкой,
В платок упрятав нос,
Она сказала: – Ишь какой!
Кусается, как пёс.
И я скорей лицо прикрыл
Воротником пальто.
В тот день и впрямь
Сердитым был -
Вы догадались – кто!
(Мороз)
6. Загадки – обманки. Эти загадки – на внимание: рифма диктует… неправильный ответ. Например:
Складки, карманы и ровненький кант -
Платье красивое сшил …
(Хочется сказать – музыкант, а ответ – портной.)
Платье красивое сшил …
(Хочется сказать – музыкант, а ответ – портной.)
Булки нам и калачи
Каждый день пекут …
(Не врачи, а пекари.)
Каждый день пекут …
(Не врачи, а пекари.)
Этот зверь зимою спит,
Неуклюжий он на вид.
Любит ягоды и мёд.
А зовётся…
(Не бегемот, а медведь)
Неуклюжий он на вид.
Любит ягоды и мёд.
А зовётся…
(Не бегемот, а медведь)
Кто в лесу дрожит под ёлкой,
Чтоб не встретиться с двустволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовется…
(Не лев, а заяц)
Чтоб не встретиться с двустволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовется…
(Не лев, а заяц)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая …
(Не лисица, а белка)
Конечно, рыжая …
(Не лисица, а белка)
Под луною песню петь
Сел на веточку …
(Не медведь, а соловей)
Сел на веточку …
(Не медведь, а соловей)
Сумеем без ошибки мы
Назвать все месяцы зимы.
Давай-ка первый называй:
Конечно, это месяц…
(Не май, а декабрь)
Назвать все месяцы зимы.
Давай-ка первый называй:
Конечно, это месяц…
(Не май, а декабрь)
Люблю кататься я на льду.
Ура! Зима всё ближе!
С друзьями на каток пойду
И там надену…
(Не лыжи, а коньки)
Ура! Зима всё ближе!
С друзьями на каток пойду
И там надену…
(Не лыжи, а коньки)
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это …
(Не мишка, а белка)
Ну, конечно, это …
(Не мишка, а белка)
Пушистые хлопья летят с небосвода,
Земля в белоснежную шубу одета.
Кто скажет название времени года?
Конечно, оно называется…
(Не лето, а зима)
Земля в белоснежную шубу одета.
Кто скажет название времени года?
Конечно, оно называется…
(Не лето, а зима)
7. Загадки на смекалку
Что тяжелее – килограмм снега или килограмм льда? (Ответ: одинаково);
Две подружки идут из школы домой 30 минут. За сколько минут эту же дорогу пройдут 3 подружки? (Ответ: за 30 минут);
Что можно подержать только в левой руке? (Ответ: правую руку);
Как принести воду в дырявом ведре? (Ответ: заморозив её).
8. Ребусы. О том, как сочинять и разгадывать ребусы подробно можно почитать вот здесь. А мы просто приведём 2 очень простых примера ребусов – просто чтобы эта возможность загадать загадки не позабылась.
9. Логические задачи не так часто используются в ходе праздника, но всё же упомянем и их. При выборе логических задач надо ориентироваться на возраст детей – и, конечно, на тематику праздника. Поскольку Новый год – это что-то таинственное и сказочное, вполне может подойти, например, такая логическая задачка:
Две шкатулки. На столе – 2 шкатулки. В одной из них лежит кольцо, а в другой — цепочка. На каждой из шкатулок есть надписи, причем на шкатулке с кольцом надпись верная, а на шкатулке с цепочкой надпись неверная. На шкатулке №1 надпись — “В этой шкатулке нет цепочки.”На шкатулке №2 — “Кольцо и цепочка лежат в этой шкатулке.”В которой шкатулке находится кольцо?
Есть ещё анаграммы, перевёртыши, загадки – “да-нет”-ки и так далее – и если вы писали о такого рода загадках, которые могут пригодиться в Новогодние праздники – оставьте пожалуйста, ссылку в комментариях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий