Возрастные особенности



Возрастные особенности детей 6-7 лет


  Задумывались ли вы о том,что часто за повседневными заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?  Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот же малыш, каким был полгода назад. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его  жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:                                            

  • Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать. 
  • Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет. 
  • Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное. 

  • Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам. 

  • Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.  

Вам как его родителям важно:

  • Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться. 
  • Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе. 
  • Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс. 
  • Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам. 
  • Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок. 
  • Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания. 

Возрастные особенности ребенка

Задумывались ли вы о том что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети?
маркированный список
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
маркированный список
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Кризис - это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе  поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.
Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2—3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать все наоборот, в 6—7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т.д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях.

Возрастные особенности детей 3—4 лет
Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности —игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
маркированный список
Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
маркированный список
Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
маркированный список
Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.
маркированный список
Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.
маркированный список
Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
маркированный список
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
маркированный список
Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:
маркированный список
С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
маркированный список
Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
маркированный список
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
маркированный список
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
маркированный список
Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
маркированный список
Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
маркированный список
Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

Социализация и адаптация детей к саду или школе 

http://youtu.be/2HhqktmF2F4




Самый главный вопрос, который беспокоит
всех без исключения родителей, которые
планируют отдавать ребенка в садик:
Как малыш останется в садике без меня?
И, действительно, одной из главных задач
для ребёнка, который только начинает ходить
в детский сад, является умение находиться
продолжительное время без мамы.
Если у ребёнка такой опыт в прошлом уже был,
ему значительно легче адаптироваться к детскому садику.
Потому что если Ваш ребёнок всегда и везде
находится рядом с Вами и Вы никогда и ни с кем
его не оставляете (или делаете это очень редко),
ему будет довольно сложно привыкать к детскому садику.
(С этим сталкиваются 90% родителей!)
В своём новом обучающем видео
"Как научить ребёнка оставаться без мамы"
я подробно рассказываю о том, как создать для ребёнка
новый положительный опыт нахождения без мамы.
Посмотрев это новое обучающее видео, Вы узнаете:

- Почему так важно создавать для ребёнка новый опыт
нахождения без мамы до начала детского садика.
- Как и с какими людьми можно оставлять ребёнка
на непродолжительное время.
- Каких ошибок следует избегать.
Эта информация убережёт Вашего ребёнка от неприятных
переживаний, когда он начнёт ходить в детский садик.
С любовью и уважением, 

Екатерина Кес (Буслова)
детский и семейный психолог
Автор проекта iPsyholog.ru


В видео уроке №2 я расскажу Вам о том,
как перевести ребёнка на детсадовский режим дня
заранее и зачем это нужно делать.
Эмоциональное состояние ребёнка
сильно зависит от того, выспался он или нет.
Чтобы ребёнок выспался и чувствовал себя хорошо,
он должен спать достаточное количество часов.
А в детский садик нужно просыпаться очень рано.
Поэтому Вам очень важно постепенно переводить
ребёнка на режим дня, близкий к детсадовскому.
Чтобы тогда, когда начнется детский сад,
для ребенка не было резкого перехода на другой режим.
В своём новом обучающем видео
я подробно рассказываю о том, как это сделать.
Посмотрев это видео, Вы узнаете:
- Какой режим дня обычно существует в детском саду;
- Как постепенно перевести Вашего ребёнка на нужный режим дня.
- Как быть, если ребёнок не спит дневным сном.
Эта информация поможет Вам заблаговременно
подготовить Вашего малыша к детскому садику
и помочь ему адаптироваться к садику быстро и легко.
С любовью и уважением, 

Екатерина Кес (Буслова)
детский и семейный психолог
Автор проекта iPsyholog.ru



Сегодня я подготовила для Вас видео-урок № 3,
из которого Вы узнаете, как познакомить ребёнка
с детским садиком заранее.
Для любого ребёнка очень важен эффект
узнаваемости и предсказуемости.
И, наоборот, то, о чём ребёнок знает мало
или совсем не имеет представления,
может вызывать у него тревогу и даже страх.
Поэтому, одна из главных задач для родителей,
которые планируют отдать ребёнка в детский сад
- рассказать и объяснить ребёнку как можно подробнее
и детальнее обо всем, что связано с детским садиком,
и заранее показать ему сам детский садик.
Если ребёнок знает, что его ожидает в детском саду,
из чего будет складываться день, если он уже ранее
там бывал и видел, как выглядит группа, то первый день
в детском для него пройдёт значительно легче.

А это очень важно для его дальнейшей адаптации
к детскому саду.
В своём новом обучающем видео
я подробно рассказываю о том, что Вам важно
делать уже сейчас, чтобы Ваш ребёнок знал
о садике как можно больше. 
Посмотрев это видео, Вы узнаете:
- Как и во что можно играть с ребёнком,
чтобы познакомить его с жизнью в детском саду;
- Как и что Вы можете рассказывать ребёнку;
- Как привести ребёнка в детским садик и познакомить
с территорией и группой.
- Каких ошибок следует избегать.
Эта информация поможет Вашему ребёнку
избежать неприятных эмоций в самом начале
адаптации к детскому садику. 
С любовью и уважением, 

Екатерина Кес (Буслова)
детский и семейный психолог
Автор проекта iPsyholog.ru


Возрастные особенности психического развития детей средней группы ( в возрасте от 4 до 5 лет).


В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия, что указывает на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться ради смысла игры, происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. 

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Графическое изображение человека характеризуется значительной детализацией (туловище, глаза, рот, нос, волосы, иногда одежды и ее детали). Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности и дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование, и постройки могут включать пять-шесть деталей. Появляется конструирование по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется развитием мелкой и крупной моторики, ловкости, координации движений. 

К концу среднего дошкольного возраста дети способны называть форму, на которую похож тот или иной предмет, вычленять в сложных объектах простые формы, из простых форм воссоздавать сложные объекты, упорядочивать группы предметов по сенсорному признаку (величина, цвет, высота, длина, ширина). Начинает складываться произвольное запоминание и развивается образное мышление (использование простых схематичных изображений) для решения несложных задач. Развиваются такие особенности воображения, как оригинальность и произвольность, и дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. 

Устойчивость внимания позволяет ребенку сосредоточиться на деятельность в течение 15-20 мин. и удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция, а речь становится предметом активности детей. Дети активно занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. В содержании общения ребенка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм, а в группах начинают выделяться лидеры.


Комментариев нет:

Отправить комментарий