пятница, 22 ноября 2013 г.



Особенности воспитания близнецов

Близнецами называются все дети, родившиеся в результате многоплодной беременности. Но не все из них двойняшки. Близнецы, развившиеся из одного яйца — их еще называют монозиготными, или однояйцовыми, — всегда одного пола (чаще мужского) и похожи друг на друга как две капли воды. А вот дизиготные близнецы, или двойняшки, могут быть разнополыми и походить друг на друга не больше, чем обычные брат и сестра. Даже группа крови у них может быть разная!
Когда говорят о наследственной предрасположенности к появлению в семье близнецов, имеют в виду именно двойняшек. А вот рождение истинных, монозиготных близнецов — это просто прихоть природы и игра случая.
БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ
Они понимают друг друга без слов и чувствуют настроение своей «половинки» на расстоянии. Все слышали истории о разлученных близнецах: дети, выросшие в разных условиях, имеют одинаковые предпочтения, похожие привычки, талан¬ты и увлечения, болеют одним и тем же, получают одинаковые оценки в школе, выбирают сходные профессии и даже женятся на людях с похожей внешностью и одинаковыми именами.
Однако даже однояйцовые близнецы, с практически идентичным набором генов (на 99,9%), все-таки разные. Они начинают соперничать еще в утробе матери. Идиллией в их отношениях и не пахнет! Один чуть ли не с зачатия демонстрирует характер лидера, другой - вечный «актер второго плана». Первый оттесняет брата (сестру) от «кормушки»: кто смел, тот и съел, — и лучше развивается. Наконец, один из близнецов обязательно оказывается старшим — хоть на пару минут, и это непременно сказывается на распределении ролей в семье. Правда, на взгляд родителей, разница эта все-таки несущественна — детей не делят на старшего и младшего, не ставят одного в пример другому, не навязывают первенцу заботу о малыше. А такой подход рождает у детей меньше комплексов.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ НЮАНСЫ
Обычные методы воспитания в семье, где растут близнецы, не работают. Главная задача родителей разновозрастных детей - эмоционально сблизить их, научить жить дружно, избавить от ревности. С близнецами все наоборот: для их гармоничного развития и для психологической стабильности семьи детей нужно обособить друг от друга психологически и эмоционально. Ведь уже с рождения эти дети и так слишком тесно друг с другом связаны. А значит, перед ними стоит задача научиться жить порознь. В противном случае два ребенка построят вокруг себя уютный мир, куда не будет доступа всем остальным.
ОДНА ИЗ САМЫХ ЧАСТЫХ ОШИБОК ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО РОДИТЕЛИ ОТНОСЯТСЯ К БЛИЗНЕЦАМ КАК К ЕДИНОМУ ЦЕЛОМУ, ВСЯЧЕСКИ ПОДЧЕРКИВАЮТ И ПООЩРЯЮТ ИХ СХОДСТВО, ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕЕ, ПОЛАГАЯ, ЧТО ОНИ ДОЛЖНЫ АБСОЛЮТНО ВО ВСЕМ ПОХОДИТЬ ДРУГ НА ДРУГА. Особенно часто так случается, когда рождаются однояйцовые, то есть развившиеся из одной клетки (зиготы) близнецы, у которых тождественные наборы генов. Их одинаково одевают, покупают им одни и те же игрушки, стремясь развить у них идентичные вкусы и интересы. Им даже имена дают созвучные: Ирина — Марина, Паша — Аркаша.
ДРУГАЯ ОШИБКА. Способность близнецов удовлетворяться обществом друг друга создает иллюзию, будто им не нужно ни внимание взрослых, ни общение со сверстниками. И РОДИТЕЛИ, ЗАНЯТЫЕ СВОИМИ ДЕЛАМИ, ЧАСТО И НАДОЛГО ПРЕДОСТАВЛЯЮТ БЛИЗНЕЦОВ САМИМ СЕБЕ. НЕ ПООЩРЯЮТ ОНИ ПОРОЙ И КОНТАКТЫ И ДРУЖБУ БЛИЗНЕЦОВ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ — дескать, зачем им кто-то третий?
Такое воспитание — подчеркивание схожести, одинаковости и сужение круга общения — может привести (и часто приводит!) к тому, что близнецы еще больше сближаются. Со временем это делает их взаимодополняемыми и — что особенно плохо — взаимозависимыми. И чем больше времени проводят они наедине друг с другом в детстве, тем труднее им бывает потом в школе, трудовом коллективе.
Если тенденция воспитывать близнецов как единое целое сохраняется и в школьные годы, взаимозависимость становится настолько сильной, что они не могут существовать друг без друга. Из-за этого близнецов ждут впоследствии серьезные затруднения в профессиональной деятельности, где от каждого требуется личная ответственность за порученное дело. Может оказаться весьма затруднительным для близнецов и создание собственных семей, ибо каждый из них будет ждать и требовать от супруга тех качеств, какими наделен его соблизнец и каких недостает ему самому.
Между тем члены близнецовой пары способны уже в раннем возрасте начать осознавать свою обособленность друг от друга. И очень важно поддерживать, использовать эту способность.
СТАРАЙТЕСЬ ФОРМИРОВАТЬ У БЛИЗНЕЦОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ, ЭТО ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ЧРЕЗМЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ИХ ДРУГ ОТ ДРУГА.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО НЕ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ПОСТОЯННО СХОДСТВО БЛИЗНЕЦОВ. НЕ СТРЕМИТЕСЬ ОДЕВАТЬ ИХ ОДИНАКОВО. 
Тем самым вы не будете внушать им желание быть во всем похожими.
ОБРАЩАЙТЕ САМОЕ ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ НА ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, ЖЕЛАНИЯ - ОНИ РАЗЛИЧНЫ С РОЖДЕНИЯ, НУЖНО ТОЛЬКО ЗАМЕЧАТЬ ЭТИ РАЗЛИЧИЯ, ДАВАТЬ ИМ ПРОЯВЛЯТЬСЯ, А НЕ НИВЕЛИРОВАТЬ ИХ. Невозможно, да и не нужно контролировать общение близнецов друг с другом. Тем более не следует насильственно их разъединять. Но совершенно необходимо всемерно расширять круг их общения. Поэтому ВСЯЧЕСКИ ПООЩРЯЙТЕ ИГРЫ БЛИЗНЕЦОВ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ, А ТАКЖЕ ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ.
Это очень важно еще по одной причине. У БЛИЗНЕЦОВ, КОТОРЫЕ ОБЩАЮТСЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ДРУГ С ДРУГОМ, ОЧЕНЬ ПЛОХО РАЗВИТА РЕЧЬсловарный запас чрезвычайно скудный, построение фраз примитивное, произношение неправильное (они искаженно произносят звуки, «проглатывают» окончания слов, говорят скороговоркой). Зачастую у них вырабатывается язык, понятный только им.
Отставание в развитии речи влечет за собой и отставание в развитии психики, интеллекта. Со временем это может весьма неблагоприятно сказаться на учебе, затруднить усвоение школьной программы, общение с соучениками.
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ЗАДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ, КАК МОЖНО БОЛЬШЕ РАЗГОВАРИВАЙТЕ С БЛИЗНЕЦАМИ, ВОВЛЕКАЙТЕ ИХ В ОБЩИЕ РАЗГОВОРЫ, РАССКАЗЫВАЙТЕ И ЧИТАЙТЕ ИМ. И ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРЕДЛАГАЙТЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ, ДОПОЛНЯЯ ДРУГ ДРУГА, ТО, ЧТО ОНИ УСЛЫШАЛИ, УВИДЕЛИ НА КАРТИНКАХ, ВО ВРЕМЯ ПРОГУЛКИ. Занятия стройте в форме игры. И если такие игры увлекут детей, они будут играть и в ваше отсутствие.
И, наконец. ВОСПИТЫВАЯ БЛИЗНЕЦОВ, ИСХОДИТЕ ИЗ ТОГО, ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ НИХ В РАВНОЙ МЕРЕ НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕМ ВНИМАНИИ, ЛАСКЕ, ЛЮБВИ. Ведь НЕОДИНАКОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ также может повлечь за собой неблагоприятные последствия. Оно, например, НЕРЕДКО ЛОЖИТСЯ В ОСНОВУ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖДУ БЛИЗНЕЦАМИ РОЛЕЙ ПО ТИПУ «ЛИДЕР-ВЕДОМЫЙ». И опыт показывает, что часто именно родители навязывают одному близнецу роль лидера, другому — роль ведомого.
Нередко лидером становится «старший» близнец, или более крепкий, или, наоборот, более слабый, сделавшийся в семье всеобщим баловнем, или тот, кого приближает к себе глава семьи. Причем нередко родители требуют, чтобы ведомый беспрекословно подчинялся лидеру.
А это может привести к полному подавлению лидером ведомого. Или ВЫЗВАТЬ У ВЕДОМОГО ПРОТЕСТ И АГРЕССИВНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИДЕРУ, А ИНОГДА И К РОДИТЕЛЯМ. Но если даже открытого протеста не возникает, внутренняя неудовлетворенность своим положением в паре нередко вызывает у ведомого развитие невроза. Да и лидер порой остро переживает чрезмерную родительскую опеку.
Вот почему так важно, чтобы близнецы чувствовали себя в семье РАВНЫМИ И ОДИНАКОВО ЛЮБИМЫМИ!

Комментариев нет:

Отправить комментарий