пятница, 26 сентября 2014 г.

Что такое методика Монтессори?

Методика Монтессори
Методика Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста уже давно пользуется мировым признанием и получила самое широкое распространение. Многие родители во всех уголках земного шара выбрали именно этот подход к воспитанию своих детей, так как данная методика является воплощением идеи свободного воспитания и базируется на научно доказанной информации о росте и развитии ребенка.

Что же представляет собой методика Монтессори?

  • Методика Монтессори воплощает в себе философию веры в  ребенка.
Методика Монтессори это не просто набор  упражнений и приемов по развитию интеллекта малыша. Это, прежде всего, иной подход к ребенку. Монтессори верила, что каждый малыш от рождения наделен тягой к познанию, конструктивной деятельности и в нем уже заложен некий план развития. Когда мы сажаем семя, то  знаем, что если создадим оптимальные условия, то росток проклюнется, появятся листья, цветы, а затем и плоды. Так и с ребенком – природа уже все вложила в малышей, и они обязательно сядут, поползут, встанут, выучат цвета, формы и т.п. Нужно лишь создать соответствующую подготовленную среду, вовремя уловить тот момент, когда та или иная информация будет максимально полезна (сенситивный период), поддержать. Вера в возможности ребенка и уважение к индивидуальному темпу развития каждого малыша – вот что, прежде всего, отличает методику Монтессори от  всех других.
  • Ребенку в Монтессори-среде предоставляется свободано не вседозволенность.
В группах, работающих по методики Монтессори, даже самые маленькие дети имеют возможность сами выбирать, что им сегодня делать – рисовать, мыть пупса или исследовать геометрические фигуры. Малыш сам определяет, сколько по времени он хочет заниматься с тем или иным дидактическим материалом, будет ли он работать один или с кем-то, удобно ли ему на коврике или за столом. А может убрать материал и отправиться  в двигательную зону побегать. Конечно же, подобный способ работы очень физиологичен и позволяет развивать ребенка, не причиняя вред его здоровью.

Ребенок свободен в четко очерченных, разумных рамках.
В любом монтессори-классе дети соблюдают  простые, понятные, соответствующие возрасту правила. Вот несколько основных:
— все что ребенок может сделать сам, он должен сделать самостоятельно – без участия взрослого. Выполнение  этого правила позволяет сформировать у ребенка самостоятельность в действиях (а позже в мышлении), веру в собственные возможности и осознание их границ, уверенность в себе.
— дети соблюдают тишину, чтобы не мешать окружающим. Но могут покричать и побегать  в специально предназначенном для этого месте.
— весь материал, которым ребенок занимался, он обязан привести в порядок и поставить на место. Например, ребенок может не закончить мыть куклу – это его право. Но вот убрать за собой (пусть стой или иной помощью взрослого) малышу придется. Это, прежде всего, проявление уважения к окружающим.
— кто первый взял материал, тот им и занимается.  Так начинается воспитание уважения своих и чужих границ.
Неукоснительное выполнение  правил позволяет малышу чувствовать себя в безопасности структурировать свою деятельность, дисциплинирует, позволяет тренировать терпение и, прежде всего, это учит уважать и себя, и окружающих.
  • Развивающая среда формирует ребенка.
Методика Монтессори предполагает, что сама среда (класс со всеми материалами в нем) стимулирует ребенка к исследованию, формирует его мышление. Важно отметить, что все в классе выстроено с точки зрения удобства для ребенка – доступно, безопасно, соответствует размеру детской руки. Дидактические материалы тщательно подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и располагается в классе по зонам. Периодически, по мере развития ребенка упражнения заменяются более сложными. Если вы посетите класс, где занимаются дети до трех лет, то там вы увидите следующие зоны:
зона сенсомоторного развития содержит материалы, направленные на развитие крупной и мелкой моторики, формирование представлений о размере, форме, цвете и т.п
зона упражнений практической жизни — все то, что малыш встречает в обычной жизни – варианты переливания жидкостей, пересыпания круп, застегивание одежды, чистка обуви, приготовление простейших блюд и т.п.
зона развития речи – муляжи фруктов, фигурки животных, карточки на расширение словарного запаса, ввод обобщающих понятий и т.п.
— зона творчества – краски, тесто, пластилин и т.п.
— двигательная зона – зона, где ребенок может побегать, попрыгать, свободно подвигаться. В этой зоне могут быть горочка, батут, спортивный уголок и т.п.
Для детей в возрасте от 3 до 6 лет все материалы в зонах становятся более сложными. Например, в зоне речи появляется материал, позволяющий научится читать и писать. К тому же, добавляются зона математики и космическая зона, которая охватывает ботанику, зоологию, географию, историю, этику, искусство, антропологию, эволюцию, экологию.
  • Роль взрослого – помощник.
Родитель и педагог выполняют в рамках методики Монтессори фактически одну и ту же роль – прежде всего, они дают ребенку возможность действовать насколько это возможно самостоятельно, не мешают. И только после этого – они показывают малышу, как работать с тем или иным материалом, следят за выполнением правил, оказывают поддержку. Помимо этого педагог консультирует родителей по всем возникающим вопросам, следит за состоянием среды, периодически изменяет ее, проводит диагностику развития малыша.
Но, конечно же, без активного, сознательного участия родителей никакое развитие по методике Монтессори невозможно. Очень, и очень многое из данной методики может быть реализовано родителями самостоятельно. Философия Монтессори, основные принципы работы, правила, многие из упражнений – доступны и могут (а скорее даже должны) применяться в домашних условиях. 
В заключении скажу, что все же основная цель методики Монтессори, это не развитие интеллекта (хотя эту задачу она выполняет отлично), а формирование личности ребенка. Личности, которая была бы осознанна, активна, способна  делать выбор и нести за него ответственность, уважать себя и других.
С уважением, Светлана Иванова

Комментариев нет:

Отправить комментарий